Прокуратура должна быть главным контролером в сфере ЖКХ, а не уклоняться от надзора

«Генеральной прокуратуре Российской Федерации, Следственному комитету Российской Федерации и Министерству внутренних дел Российской Федерации принять исчерпывающие меры по выявлению и пресечению правонарушений в деятельности организаций, занятых в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Доклад – 1 июля 2014 г., далее – ежегодно». Поручение Президента РФ Владимира Путина по итогам совместного заседания Государственного совета и Комиссии по мониторингу достижения целевых показателей социально-экономического развития России.

7 декабря в статье «Положим конец денежным играм вокруг общедомовых нужд!» портал «Коми ЖКХ» предложил собственникам обращаться в прокуратуру, чтобы разобраться с прямыми расчетами с ресурсоснабжающими компаниями, с начислением ОДН, а также бездействием управляющих компаний, которые отказываются заключать договоры с РСО на поставку коммунальных ресурсов.

Прокуратура отреагировала, но очень странно: «…обращения, связанные с неправомерными действиями ресурсоснабжающих и управляющих организаций, подлежат рассмотрению уполномоченными на то контролирующими и надзорными органами. В прокуратуру могут быть обжалованы факты их бездействия или ненадлежащего исполнения возложенных законом полномочий».

«Стрелки» очень грамотно переведены на несформированный должным образом Комитет ЖКХ.

Давайте посмотрим, может ли Комитет ЖКХ рассмотреть данный вопрос и в полной мере защитить права граждан.

Что такое государственный жилищный надзор? Это деятельность органов исполнительной власти субъектов, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений установленных в соответствии с жилищным законодательством требований:

к использованию и сохранности жилищного фонда,

формированию фондов капитального ремонта,

созданию и деятельности управляющих и обслуживающих компаний;

нарушений ограничений изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги,

требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов,

требований к предоставлению жилых помещений в наемных домах социального использования.

Посмотрим положение о Комитете ЖКХ (утв. Постановлением Правительства РК №446 от 13.11.2014). Основными задачами деятельности Комитета являются:

1) содействие развитию жилищно-коммунального и энергетического комплексов, газоснабжения в Республике Коми и устойчивой работе организаций жилищно-коммунального хозяйства в Республике Коми;

2) обеспечение прав и законных интересов граждан и государства при предоставлении населению жилищных и коммунальных услуг;

3) обеспечение сохранности жилищного фонда независимо от формы собственности и общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.

Следовательно, Комитет, прежде всего, обязан следить за сохранностью жилого фонда и за качеством предоставляемых управляющими компаниями услуг. Надзор за соблюдением законов управляющими компаниями и РСО при выстраивании взаимоотношений по поставке коммунальных ресурсов в задачи и функции Комитета не входит. Получается, что если УК и РСО решили игнорировать решения собственников, Комитет - не помощник в защите их прав. Кто тогда должен прекратить это безобразие в отношениях собственник – УК – РСО?

Прокуратура считает, что этим может заняться Роспотребнадзор, но этот орган может принять меры, если только качество коммунальных услуг не соответствует установленным нормам.

Республиканская прокуратура почему-то не хочет поставить всех на место в вопросах «прямых» расчетов, то есть уклоняется от решения проблемы, которая касается всех нас, - уж слишком она сложна, и звезд за нее не получить.

Закон, между тем, гласит: «Никаких квитанций от РСО!» (если нет непосредственного управления). Квитанция (она же счет) может выставляться только на основании договора с собственником. Об этом нам говорят Гражданский и Жилищный кодексы и 354 постановление. Если собственники действуют через управляющую компанию, какое законное основание имеют газовики, тепловики, энергетики и водоснабженцы выставлять нам, собственникам, квитанции? В этих квитанциях имеются наши персональные данные, указан номер договора (лицевого счета), который собственники не изъявляли желание заключать.

Согласимся, что если между УК и РСО нет договоров, то РСО может обратиться к собственнику за оплатой потребленных ресурсов, но не в полном объеме, а за вычетом ОДН. И только в период, пока ведется заключение договора на поставку коммунальных ресурсов.

То есть УК должна обратиться в РСО для заключения договора в любом случае, если так хотят собственники, и добиваться его заключения. В нашей ситуации получается, что ни одна из сторон - ни РСО, ни УК - не хотят следовать воле собственников.

Мы опечалены тем, что гарант соблюдения законодательства на территории Республики Коми – прокуратура - уходит от разбирательства. Прокуратуры других регионов добиваются четкого исполнения всеми ресурсонабжающими организациями жилищного законодательства.

Так, например, Верховный суд Башкортостана признал правильность требований прокуратуры Уфы о включении газовых платежей в квитанции об оплате коммунальных услуг (Верховный суд Башкирии запретил прямые расчеты за газ).

Мы считаем, что прокурор РК не подменяет собой жилищный надзор в этом вопросе, т.к. «прямые» расчеты к жилищному надзору не имеют никакого отношения. Это, прежде всего, предмет прокурорского надзора.

Согласно части 1 статьи 21 закона «О прокуратуре» предметом надзора являются, в том числе, соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории России, всеми органами власти, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

Господин Бажутов, в чем мы не правы? Давайте действовать!

8 января 2015