Еще раз о капитальном ремонте

На БНК размещено сообщение о том, что инициативная группа оспорила конституционность нынешней системы капитального ремонта (http://www.bnkomi.ru/data/doc/38911/). Что легло в основу иска москвичей? Что региональные операторы капремонта – некоммерческие организации, а взносы в НКО - штука добровольная.

Статуса самого регионального оператора собственники не понимают. Да и что это за платеж такой – на капремонт - не ясно. Это добровольный взнос в НКО на ее развитие или что? На какие средства живет региональный оператор? Вправе ли он распоряжаться деньгами собственников? Имеет ли право размещать деньги собственников под проценты на депозитах, чтобы перекрывать инфляцию? Сейчас даже человек без экономического образования понимает, что копить деньги надо так, чтобы они не дешевели.

Между тем, разъяснительная работа ведется точечно и несистемно. И это подтверждается из раза в раз прямыми линиями. Население ничего не знает о новой системе капитальных ремонтов. Не знают собственники, и кто и как им может помочь провести, если это нужно, ремонт раньше. Можно ли привлечь заемные средства? Можно ли привести в порядок весь дом целиком, а не кусками ремонтировать?

Какая информация легла в основу региональной программы капремонта, тоже доподлинно неизвестно. Сомневаюсь, что муниципалитеты оценивали износ каждого дома перед подачей документов в министерство.

Возьмем для примера мой дом: коммуникации сильно изношены, в подвале (несмотря на все усилия нашей управляющей компании) часто происходят порывы. Вентиляционные шахты требуют ремонта – часть кирпичей провалились в шахту. Крыша, как решето, заплатки уже не спасают. Отмостка частично разрушена. Кое-где в стене не хватает кирпичей. Система теплоснабжения практически умерла: тепловой узел съеден ржавчиной, циркуляции в системе горячего водоснабжения нет. Смотрю региональную программу: систему отопления и горячего водоснабжения должны капитально ремонтировать в 2021 году (с учетом того, что частично кусками из-за протечек ее меняла УК), крышу – в 2020, стены и подвал – в 2023, водоотведение – в 2031. Если в нашем доме ничего не делать (а мы сложа руки не сидим), то должны будем терпеть текущую крышу, порывы трубопроводов, неработающую канализацию еще минимум 5 лет…

Вообще, почему наши специалисты считают правильным ремонтировать дом по частям? Ведь в связке с законом «Об энергосбережении…» капитальный ремонт, прежде всего, должен быть нацелен на повышение энергоэффективности здания и, как следствие, снижение платы за коммунальные услуги. Но ремонт, растянутый во времени, такую задачу, на мой взгляд не выполнит.

Возможно, население приняло бы нынешнюю систему капитальных ремонтов более лояльно, если бы все дома накануне ее внедрения были отремонтированы за счет бюджета. Закон «О приватизации», напомню, «обещал» ремонт многоквартирных домов за счет муниципалитетов, чего так и не случилось. Единичные судебные решения, обязывающие муниципалитеты отремонтировать МКД, в нашей республике имеются, но, по моей информации, ни одно пока так и не исполнено. А если и исполнено, то тихонечко, чтобы никто из собственников не узнал.

Очевидно, что программу капремонта придется дорабатывать – и как обычно, прямо на ходу.

Вероятнее всего, исковое заявление активистов не будет удовлетворено. Но если суд встанет на сторону собственников, то это будет крупнейшее за последнее время фиаско власти.

12 мая 2015