жкх новости

ЖКХ меняется: что ждет нас в новом году?

«ЖКХ меняется» - с таким названием в Уфе прошел всероссийский итоговый форум, в котором мне посчастливилось принять участие.

Итак, какие же изменения нас ждут?

Для потребителей–неплательщиков вырастут штрафные санкции. В пункте 14 статьи 155 Жилищного кодекса появилась градация начисления штрафных санкций в зависимости от количества дней просрочки. Так, в первый месяц просрочки граждане смогут избежать наказания, за последующие два месяца неуплаты кредиторы начислят пеню в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ, а с 91-го дня – в размере 1/130 ставки. С нового года с 31 дня просрочки начинают начислять пени в размере 1/300 ставки рефинансирования, за один день просрочки с 1000 рублей теперь придется заплатить 37 копеек. С 91 дня просрочки на 1000 руб. сумма штрафа станет больше на 85 копеек. Для не заплативших по 50 – 100 тыс. руб. пени будут существенными.

Совсем скоро начнет действовать система ГИС ЖКХ. Плюсов очень много: через личный кабинет можно будет следить за расчетами и начислениями, отправлять жалобы в управляющую компанию. Но пока в самой системе много недоработок: нет многих адресов, всю информацию нужно вносить вручную.

Конечно же, самым обсуждаемым на форуме стал вопрос включения платы за ОДН в состав платы за содержание и ремонт.

По мнению законодателей, это очередной шаг в наведении порядка в квитанциях на оплату ЖКУ. С 1 апреля 2016 года в них исчезнет строчка расходов на общедомовые нужды. Эти расходы нередко порождали конфликты с жильцами, так как суммы в жировках постоянно менялась, а проверить правильность начисления бывало затруднительно. К тому же, фактически получалось, что добросовестные плательщики переплачивали за соседей, которые не удосужились установить приборы учета. «Проблему общедомовых нужд нужно с простого человека снять, — считает заместитель министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской ФедерацииАндрей Чибис. — И оплату следует производить ровно в объеме, ограниченном нормативом, необходимым для обслуживания конкретного дома, что войдет в жилищную услугу».

В один голос все говорят, что делать этого нельзя ни в коем случае. Начнем с того, что плату за содержание и ремонт определяют собственники помещений МКД. Существует какая-никакая свобода договора, а тут тариф в апреле должен измениться сам собой путем включения какого-то объема. Эта система никак не улучшит ситуацию, ведь теперь вообще станет непонятно, сколько же всего потреблено ресурсов, прозрачности нет, а, следовательно, у управляющей компании есть возможность совершить правонарушение. Такая система, скорее всего, приведет к массовому банкротству, ведь нераспределенный между собственниками остаток ляжет на УК, им проще будет вывести собранные деньги и благополучно обанкротиться через некоторое время.

8 декабря Государственная Дума приняла в третьем чтении закон о льготах пожилым людям и людям с инвалидностью при оплате взносов на капитальный ремонт.

Закон дает возможность решениями региональных властей полностью освобождать людей, достигших 80 лет, от уплаты взносов на капитальный ремонт, а также предоставлять скидку в 50% тем, кому исполнилось 70 лет, людям с I и II группами инвалидности и семьям детей-инвалидов. Это позитивный момент для некоторых категорий граждан.

Активно идут разговоры о введении абонентской платы за электроэнергию. Ежемесячные счета россиян могут вырасти примерно на 20–100 рублей.

В сфере ЖКХ остается еще много нерешенных проблем. Одной из наиболее серьезных является большая задолженность перед предприятиями ЖКХ, сейчас этот долг составляет порядка 1 трлн рублей, в том числе около 250 млрд приходится на физических лиц. Но, как надеются в Минстрое министерстве, к концу 2016 года остроту проблемы удастся частично снять за счет перехода на прямые договоры между потребителем и ресурсоснабжающими организациями, что исключит из финансовой цепочки УК, на счетах которых сегодня нередко зависают средства.

Итоги форума показали, что ЖКХ меняется слишком быстро. К сожалению, при принятии решений законодатель руководствуется движением денег из кармана потребителей в карман поставщиков ресурса. На мой взгляд, такой подход губительно сказывается не только на качестве услуг, но и на взаимоотношениях с потребителем. Вот пример из личной практики: после перехода на прямые расчеты добиться перерасчета за некачественное отопление и горячее водоснабжение практически невозможно. УК пеняет на РСО, а последние на УК. Разбираться никто не собирается, но и деньги не возвращает. Я очень надеюсь, что ошибаюсь.

С этим мы переступаем в 2016-й. Желаю всем без аварий встретить новый год. До встречи!

30 декабря 2015